Меню Закрыть

73 параллель. Москва — Юрюнг-Хая 2014

Компания LAV Productions при поддержке Jaguar/Land Rover успешно завершила уникальную автомобильную экспедицию в арктические широты: «73 параллель. Москва — Юрюнг-Хая».

Мы остались верны концепции, которую выбрали много лет назад для наших проектов – абсолютно стандартные автомобили, шины, технические жидкости – и никаких переделок, модернизаций, адаптаций. Несмотря на это два автомобиля – Land Rover Discovery 4 и RangeRover Sport достойно выдержали испытание, проделав путь в 12 тысяч километров, из которых 4 тысячи пришлось на зимники по замерзшим рекам и болотам якутской тундры.

Эту экспедицию мы посвятили великим русским первооткрывателям, исследователем восточной Сибири Василию и Татьяне Прончищевым. Василий вместе со своей супругой, ставшей первой женщиной-полярным исследователем в истории, вышел 280 лет назад, в 1734, из Архангельска в составе знаменитой Великой Северной Экспедиции. Его отряд нанес на карту Восточное побережье Таймыра, реки Анабар и Оленек.

К сожалению, жизни Василия, а чуть позже и его супругу, оборвались в тех местах, которые им суждено было открыть для потомков, и экспедиция завершилась уже без них. Вспомнить об этих замечательных людях и напомнить о них нашим современниках – такова была одна из задач проекта.

Мы стартовали из Москвы и за тем, через Братск и Усть-Кут вышли на зимник по Лене. За тем – от Ленска до Удачного – идет приличная грунтовка, которая связывает порт и алмазодобывающие центры – прежде всего Мирный и Удачный.

Нам повезло – мы спустились на наших автомобилях в самый крупный в России и самый большой по диаметру в мире алмазный карьер «Удачный».

Это было похоже на путешествие к центру земли: размеры этого рукотворного кратера поражают – 2100 метров шириной и 624 вглубь. Судя могут поместиться три Эйфелевы башни, поставленные друг на друга.

Дальше наш путь лежал на Север. Снова по Зимникам. И теперь мы оставляли индустриальную Якутию и углублялись в места, где люди — прежде всего долганы и эвенки, до сих пор живут традиционными промыслами – рыбалкой, охотой, оленеводством, резьбой по кости.

Мы шли в основном по рекам, тем самым, открытыми Прончищевыми. Тут зимники совсем не оживленные, и попутную и параллельную машину можно встретить раз в несколько часов, так что ничто не мешало нам представлять себя едущим не по льду, а идущими на шлюпе по далекой и неизведанной Северной Реке мимо величественных Анабарских столбов – этот природный памятник на нас произвел даже большее впечатление, чем раскрученные Ленские столбы.

С погодой нам повезло, но относительно высокая температура грозила сильными ветрами и пургой. Уже перед финишной точкой нашего путешествия -после поселка Саскылах – мы уткнулись в 15 километровый перемет, где в снежной ловушке больше суток стояло порядка 20 машин. Но благодаря пневмоподвеске мы подняли машины на высоту 30 сантиметров и объехали сложный участок по целине.

Во время этой поездке, уже восьмой из наших Якутских экспедиций, мы лишний раз убедились, насколько далеки от действительности все байки про агрессивность местного населения и его недружелюбности к пришельцам. Мы удавалось найти везде и кров, и стол, и топливо. С дизтопливом для Disco проблем не было – солярка – кровь севера и там она отменного качества. А вот бензин в этих краях — дефицит и его отпуск строго лимитирован. У нас были с собой запасы, но от возможности пополнить бак Range Sport пусть и 92 мы не отказывались.

В связи с этим приносим искреннюю благодарность администрациям Анабрского Улуса и Юрюнг-Хаи, где в виду отсутствия гостиниц (по понятным причинам) в наше распоряжение отдали пустующий ввиду каникул интернат для детей оленеводов и вахтовиков.

Экспедиция завершилась, остались тысячи фотографий и мегабайтов отснятого материала. Мы благодарим портал Auto.Mail.ru, радиостанцию Столица ФМ и ресурс Autonews.ru за поддержку нашего проекта. Уверены, что публикации в журналах «Автомобили» и «4Х4 Полный Привод» не заставят себя долго ждать, а видеоотчет о нашей поездке смотрите на телеканале РБК в программе Autonews и на портале motorlive.ru.

Фотогалерея: